Дорогие папа и мама!
Я вырасту здоровым и счастливым человеком, если вы будете помнить о том, что для меня важно и необходимо уже сейчас.
- Любите меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше. Любите меня и заботьтесь обо мне, не забывайте выражать свою любовь взглядом, улыбкой, прикосновением.
- Не бейте меня, от этого я не стану лучше. Наоборот, я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей. Мне не хочется жить в злом и неприветливом мире.
- Больше думайте о том, какие чувства я испытываю, чем о том, как я себя веду. Часто мое поведение зависит от моего настроения.
- Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно в своих требованиях. Мне нужно знать границы дозволенного. Только предъявляйте такие требования, которые соответствуют моему возрасту и пониманию, тогда я смогу их выполнить.
- Не сравнивайте меня с кем бы то ни было. Я имею право быть другим, ведь я единственный такой на всей Земле, неповторимый. Будьте готовы воспринимать меня как личность, отдельную от вас и непохожую на вас.
- Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчайтесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Может быть, я просто хочу, чтобы вы обращали на меня больше внимания.
- Никогда не унижайте меня. Это больно ранит, мне кажется, что я самый плохой на свете и незачем делать что-то хорошее. Рушатся все мои надежды, и я не верю в себя. Как я смогу оправдать ваши ожидания относительно моего будущего, если я так и не научусь любить себя?
- Не делайте для меня того, что я могу сделать сам. Я буду чувствовать себя маленьким, не захочу вырастать и буду требовать, чтобы вы обслуживали меня. Не оберегайте меня от последствий моих поступков, мне необходимо учиться на собственном опыте. Дайте мне право на ошибку и не заставляйте считать мои ошибки преступлениями. Никто не совершенен. Помните, что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас.
- Не обращайте слишком много внимания на мои плохие привычки. Излишнее внимание, а особенно запрет, только способствуют их закреплению. Лучше помогите мне осознать, в чем их ощутимый для меня вред.
- Не требуйте у меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Иногда я сам не знаю, зачем поступил так или иначе. Лучше помогите мне понять, почему я сделал плохо и чем мой поступок навредил мне и окружающим.
- Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне очень хочется рассказать о себе и о своих проблемах. Дарите мне каждый день хотя бы полчаса своей жизни, и пусть это время будет принадлежать только мне, ни о ком и ни о чем не думайте в это время, кроме меня. Тогда я буду твердо уверен в том, что вы меня любите и я вам нужен. Это самое главное для меня.
- Не вызывайте у меня чувство вины и не говорите: «Из-за тебя в моей жизни ничего не складывается!», «Из-за тебя в доме скандалы!», «Из-за тебя я не успеваю...» Ведь я не отвечаю за проблемы взрослых.
- Будьте со мною искренними, всегда и во всем: когда выражаете свои чувства, слушаете меня, делаете замечания… Если хвалите – хвалите искренне. Искренне радуйтесь. Когда вы говорите и думаете одно, а чувствуете совсем другое, я это вижу и испытываю неуверенность.
- Не хвалите и не ругайте меня за проявление чувств. Помогите мне осознать, что чувства просто есть, и испытывать их может каждый, что чувствовать не запрещается и не стыдно.
- Не делайте мне замечаний в присутствии других людей. Поговорите со мной наедине.
- Помните, что я вас люблю, и вы для меня самые главные!
Куда обратиться за помощью?
В случае насильственных действий в отношении несовершеннолетних можно обратиться за помощью в ряд организаций, каждая из которых обладает своими полномочиями в данной области:
- Комиссия по делам несовершеннолетних
- Органы опеки и попечительства
- Прокуратура
- Правоохранительные органы 102
- Социально-педагогический центр
- Территориальные центры социального обслуживания населения
- В больницу или поликлинику, в которой окажут первичную медицинскую помощь
Последствия жестокого обращения, насилия над детьми:
Жестокое обращение и насилие всегда имеет негативные последствия, которые наносят не только физический и психологический вред для конкретного ребенка. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми. К ближайшим относятся физические травмы, повреждения, и плохое самочувствие, острые психические нарушения.
Среди отдаленных последствий выделяются нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, а так же социальные последствия.
Имеются некоторые психические особенности детей, пострадавших от насилия:
- Дети, пострадавшие от жестокого обращения, пережили психическую травму, в результате которой их дельнейшее развитие идет с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на дальнейшую жизнь.
- Дети, испытывающие гнев, чаще всего изливают его на более слабых: младших по возрасту детей, животных. Некоторые дети, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками.
- Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием.
- Ребенок переживает чувство вины, стыда, он убежден в собственной неполноценности. Вследствие чего ему трудно добиться уважения окружающих, успеха, его общение со сверстниками затруднено. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки суицида. Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий.
Социальные последствия жестокого обращения с детьми проявляются не сразу и носят серьезный характер, влияя на последующую жизнь ребенка.
- Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности в социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др.
- Решение своих проблем дети - жертвы насилия часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.
- Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.
- Любой вид насилия формирует у детей такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества. Часто жажда мести приводит к тому, что ребёнок, жертва насилия, сам становится агрессором и провоцирует других на драки и ссоры.
- Дети, пережившие насилие в семье, зачастую, точно так же ведут себя в будущем со своими детьми и супругами. Причины этого заключаются в том, что они просто не имеют другого опыта общения. Моделируя поведение взрослых, которое сопровождало его всю жизнь, такой человек будет создавать вокруг себя такую же обстановку. Насилие порождает насилие.
Симптомы и последствия сексуального насилия:
Внешние показатели:
- Порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье.
- Трудности при ходьбе и сидении.
- Жалобы на боль в области половых органов, боли в животе непонятного происхождения, головная боль.
- Опухоль или раздражение в области половых органов.
- Синяки на внешних половых органах.
- Кровотечение из половых органов.
- Выделение из половых органов.
- Гематомы на груди, ягодицах, нижней части живота, бедрах.
- Следы спермы на одежде, коже и в области половых органов, бёдер.
Особенности психического состояния
и поведения ребёнка,
жертвы сексуального насилия:
Дети дошкольного возраста:
- Ночные кошмары и нарушение сна.
- Встревоженность и страхи.
- Регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста).
- Несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуально-агрессивные игры со сверстниками, игрушками или с самим собой.
- Открытая мастурбация (сексуализированное поведение).
- Боится оставаться один с кем-то.
- Жалуется взрослым на сексуальные посягательства.
Дети младшего школьного возраста:
- Резкое ухудшение успеваемости.
- Посттравматические стрессовые расстройства, неспособность концентрироваться.
- Несвойственные возрасту знания о половых вопросах, сексуально-окрашенное поведение.
- Гнев, агрессивное поведение.
- Ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками.
- Деструктивное поведение.
- Мастурбация.
Подростки:
- Депрессия.
- Низкая самооценка.
- Агрессивное, антисоциальное поведение.
- Проблемы в школе.
- Социальная изоляция.
- Затруднения с половой идентификацией.
- Сексуализированное поведение.
- Угрозы и попытки самоубийства.
- Употребление алкоголя, наркотиков.
- Проституция, беспорядочные половые связи.
- Уходы из дома.
- Насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.