Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети, склонные к девиации. Больше шансов имеют конфликтные, аморальные, педагогически некомпетентные, асоциальные и семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю. Имеются семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, господствует безразличие к потребностям детей. И тогда ребенок стремится найти значимые эмоциональные связи во внешнем мире. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.
Следует отметить, что психологическая жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. При этом происходит нарушение структуры личности, чреватое асоциальным поведением в последующей самостоятельной жизни. Отношения матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом влияет на будущий характер и судьбу детей. Особенно опасны авторитарность, жестокость, чрезмерное доминирование матери. Если у ребенка слабы тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим заболеваниям, если сильный - к тяжким невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, чувственной невосприимчивости детей, отсутствию эмпатии, проявлениями агрессивности, совершению правонарушений.
Фактором, влияющим на асоциальное поведение, является система наказаний и поощрений, практикуемая в семье. Здесь нужны особенная осторожность, осмотрительность, чувство меры, интуиция. Как чрезмерная любовь, так и жестокость родителей одинаково опасны в воспитании ребенка. Порой, даже внешне благополучные семьи, если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными. Так бывает в семьях, где не налажены взаимоотношения родителей друг с другом. В результате страдает не только воспитуемый ребенок, но и все общество в целом, т.е. первоначально личностная внутрисемейная проблема трансформируется в социальную.
Немаловажной проблемой в семейном воспитании является отчуждение между родителями и ребенком, которое приводит к тому, что ребенок, будучи безнадзорным, уходит на улицу, подвержен влиянию таких же сверстников. Так происходит и при сверхзанятости родителей, когда на ребенка и его воспитание просто не хватает времени. В некоторых семьях наблюдается неприятие ребенка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями. Чрезмерность опеки, аффективность родителей, как и их тревожность и страх за детей, мешают их жизнерадостности и оптимизму, заражают детей таким же беспокойством и приводят к расстройствам нервной системы.
Трудно переоценить роль общения в жизни человека, а в жизни ребенка оно является одним из факторов становления личности и самая важная сторона общения – общение в семье. Тысячелетиями именно семья была главной сферой педагогического воздействия на детей. В семьях, где родители находят время для общение со своим детьми, готовы поговорить с ним по душам, помочь делом и словом у ребенка формируется позитивная самооценка, уверенность в собственных силах. Если внимания не хватает – ребенок чувствует себя ненужным. В дальнейшем это может помешать ему, строить доверительные отношения с друзьями, коллегами по работе, будущим супругом.
Выход из ситуации один: задуматься о принципах родительского воспитания и постепенно постараться перестроить всю систему взаимоотношений с ребенком, если ваши отношения носят эмоционально-конфликтный характер.
В основу семейного воспитания необходимо положить следующие принципы.
Принятие. В основе истинного принятия лежит значимость ребёнка в существовании семьи.
Признание. Сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе и своих силах.
Принцип доступности. Быть доступным для ребенка – это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, поговорить и обсудить их вовремя. Имея в своем родительском арсенале принятие, признание, любовь можно воспитывать ответственность и самодисциплину.
Родительский авторитет – важная составляющая успешности воспитания. Авторитетность родителей в глазах ребенка – это прежде всего желание ребенка говорить родителям правду. Авторитет родителей не "приобретается” автоматически с появлением ребенка он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда.