Презентация2 cr 

Детство без жестокости и насилия

(для педагогов)

Что делать, если Вы выявили факт насилия...

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

  • незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
  • поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
  • незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

  • осуществляют изучение и анализ поступившей информации;
  • в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку.

Куда обратиться за помощью?

В случае насильственных действий в отношении несовершеннолетних можно обратиться за помощью в ряд организаций, каждая из которых обладает своими полномочиями в данной области:

  • Комиссия по делам несовершеннолетних 
  • Органы опеки и попечительства 
  • Прокуратура 
  • Правоохранительные органы    102
  • Социально-педагогический центр
  • Территориальные центры социального обслуживания населения
  • В больницу или поликлинику, в которой окажут первичную медицинскую помощь

 Последствия жестокого обращения, насилия над детьми:

Жестокое обращение и насилие всегда имеет негативные последствия, которые наносят не только физический и психологический вред для конкретного ребенка. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми. К ближайшим относятся физические травмы, повреждения, и плохое самочувствие, острые психические нарушения.

Среди отдаленных последствий выделяются нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, а так же социальные последствия.

Имеются некоторые психические особенности детей, пострадавших от насилия:

  • Дети, пострадавшие от жестокого обращения, пережили психическую травму, в результате которой их дельнейшее развитие идет с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на дальнейшую жизнь.
  • Дети, испытывающие гнев, чаще всего изливают его на более слабых: младших по возрасту детей, животных. Некоторые дети, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками.
  • Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием.
  • Ребенок переживает чувство вины, стыда, он убежден в собственной неполноценности. Вследствие чего ему трудно добиться уважения окружающих, успеха, его общение со сверстниками затруднено. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки суицида. Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий.

Социальные последствия жестокого обращения с детьми проявляются не сразу и носят серьезный характер, влияя на последующую жизнь ребенка.

  • Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности в социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др.
  • Решение своих проблем дети - жертвы насилия часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.
  • Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.
  • Любой вид насилия формирует у детей такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества. Часто жажда мести приводит к тому, что ребёнок, жертва насилия, сам становится агрессором и провоцирует других на драки и ссоры.
  • Дети, пережившие насилие в семье, зачастую, точно так же ведут себя в будущем со своими детьми и супругами. Причины этого заключаются в том, что они просто не имеют другого опыта общения. Моделируя поведение взрослых, которое сопровождало его всю жизнь, такой человек будет создавать вокруг себя такую же обстановку. Насилие порождает насилие.

Симптомы и последствия сексуального насилия:

Внешние показатели:

  • Порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье.
  • Трудности при ходьбе и сидении.
  • Жалобы на боль в области половых органов, боли в животе непонятного происхождения, головная боль.
  • Опухоль или раздражение в области половых органов.
  • Синяки на внешних половых органах.
  • Кровотечение из половых органов.
  • Выделение из половых органов.
  • Гематомы на груди, ягодицах, нижней части живота, бедрах.
  • Следы спермы на одежде, коже и в области половых органов, бёдер.

Особенности психического состояния и поведения ребёнка,

жертвы сексуального насилия: 

Дети дошкольного возраста:

  • Ночные кошмары и нарушение сна.
  • Встревоженность и страхи.
  • Регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста).
  • Несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуально-агрессивные игры со сверстниками, игрушками или с самим собой.
  • Открытая мастурбация (сексуализированное поведение).
  • Боится оставаться один с кем-то.
  • Жалуется взрослым на сексуальные посягательства.

Дети младшего школьного возраста:

  • Резкое ухудшение успеваемости.
  • Посттравматические стрессовые расстройства, неспособность концентрироваться.
  • Несвойственные возрасту знания о половых вопросах, сексуально-окрашенное поведение.
  • Гнев, агрессивное поведение.
  • Ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками.
  • Деструктивное поведение.
  • Мастурбация.

Подростки:

  • Депрессия.
  • Низкая самооценка.
  • Агрессивное, антисоциальное поведение.
  • Проблемы в школе.
  • Социальная изоляция.
  • Затруднения с половой идентификацией.
  • Сексуализированное поведение.
  • Угрозы и попытки самоубийства.
  • Употребление алкоголя, наркотиков.
  • Проституция, беспорядочные половые связи.
  • Уходы из дома.
  • Насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.