В истории развития человечества роль руки подчёркивается особо. Так, ещё в 496 г. до н.э. греческий философ Анаксагор утверждал, что человек является мыслящим существом, потому что имеет РУКИ.
В Библии говорится, что Господь только человека создал по образу и подобию Своему, дав ему речь, разум и РУКИ.
Изображения рук – один из самых древнейших и распространённых мотивов наскальной живописи, обнаруживаемой в разных точках Земли.
Руками шаманили, колдовали и крестились. По рукам гадали, узнавали прошлое и настоящее, «читали» будущее, предвещали судьбу, судили о здоровье, о положении человека (белоручка, барин или трудяга), о силе, энергичности, занятиях, профессии (музыкальные руки, артистичные или руки картёжника), о характере, темпераменте(вялые, флегматичные или быстрые руки сангвиника, холерика).
Наши предки заботились о развитии рук своих детей. Бабушки и мамы брали детские ручки и заговаривали их от всяческих напастей, пальчики перебирали и произносили «магические» слова, которые дошли и до нас, только уже как считалки, как пальчиковые игры типа «Сороки-белобоки», а не как заговоры.
И в наши дни одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, как принято называть, мелкой моторикой рук.
Про способности детской руки специалисты, не прибегая к гаданиям, а на основеданных самых современных исследований, делают вывод об особенностях развития центральной системы и её «святая святых» - головного мозга. Для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтверждённая точнейшими датчиками специальных приборов, компьютеров.
Как известно, первой «пищей» для ума является информация, поставляемая сенсорными каналами (рецепторами): зрительными, слуховыми, обонятельными, вкусовыми, а также кинестетические ощущения.
Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет ФУНДАМЕНТ общего умственного развития. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается ПОЗНАНИЕ. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов ВОСПРИЯТИЯ, являются результатом их переработки.
Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с действием руки.
Нейрофизиологи выявили, что чувственная достоверность и образность – это функции правого полушария мозга, а язык и речь – это «инструменты» левого полушария. В дошкольном возрасте активнее, по замыслу Природы, должен трудится правый мозг, который в своё время заставит трудиться и левый.(По принципу ведущего колеса у велосипеда: крутим заднее, чтоб разогналось и переднее.)
Как показали фундаментальные исследования известных ученых, движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. М.М. Кольцова в своих трудах теоретически обосновала связь речевого развития ребенка с уровнем развития мелкой моторики рук. Проекция кисти руки в двигательной области коры головного мозга занимает более трети общей площади и чрезвычайно близка к моторной речевой зоне. Этим объясняется стимулирующее воздействие тренировки мелкой моторики рук на речевое развитие ребенка.