Природа детской одаренности, ее истоки и механизмы развития — проблема, привлекающая внимание широкого круга психологов и педагогов. В психологической литературе существуют описания особенностей одаренных детей, путей определения и развития одаренности в дошкольном возрасте.
Что же это такое «одаренность» и как она проявляется в совсем маленьком ребенке? Что заставляет родителей увидеть в малыше талант и потом искать подтверждения своего открытия у специалистов?
Хотя такие ранние проявления одаренности обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности, отнюдь не все одаренные и талантливые дети сызмальства поражают родителей своими талантами. Поэтому для начала надо описать наиболее общие черты, свойственные одаренным детям. Одаренность многогранна. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются определения одаренности, которое было предложено Комитетом по образованию США. Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры:
- выдающиеся способности;
- потенциальные возможности в достижении высоких результатов;
- уже продемонстрированные достижения в одной или более областях.
Это могут быть и интеллектуальные способности, и специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности.
Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами:
- опережающим развитием познания,
- психологическим развитием (психосоциальный аспект),
- физическими данными.
Итак, ключевые понятия:
Одаренность — это:
- Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
- Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяющее компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
- Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.
- Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.
- Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.
Одаренный ребенок — 1. Обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста. 2. Более широкое значение: ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества. Это значение основано на представлении о том, что одаренность может распространяться за пределы тех характеристик и способностей, которые оцениваются стандартизированным инструментарием для тестирования.
Способность — индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения.
Специальные способности — психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности — музыкальной, сценической, литературной и пр. Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки.
Талант — высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной оригинальностью подхода.
Итак, одаренный ребенок - это обладающий очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди одногодок.
В четыре года * переходит к чтению более сложных книжек * умеет делать простые логические выводы * оперирует сравнением двух объектов с помощью третьего, например, может из мерить длину, ширину, объём предмета * может самостоятельно производить операции эстетического выбора, например. По типу нравится – не нравится, лучше – хуже, может при этом объяснить, почему * способен понимать изменения в окружающем мире * способен решать простые проблемы: например, что надо сделать, чтобы кормушку для птиц не засыпало снегом * хорошо осведомлён в явлениях и событиях окружающего мира * не всегда может различать реальность и фантазию из-за яркости воображения. Поэтому часто относится к образам собственной фантазии как к реально существующим героям. Верит в сказки и волшебство. |
|
В пять лет * может производить сложение в пределах десятка и вычитание в пределах пяти * способен самостоятельно делать простые умозаключения * проявляет чувство юмора, понимает игру слов, может этим пользоваться в общении * может воспринимать одновременно два источника информации, например. читать книгу и слушать музыку * имеет разносторонние интересы и для удовлетворения их часто обращается к взрослым * легко вбирает в себя новую информацию, интересуется новым и необычным * знает многое о проблемах. С которыми он сам не сталкивался * способен к подражанию, легко копирует поведение других людей
В шесть лет * устанавливает разносторонние связи между предметами и явлениями. Даже если эти связи не очевидны * способен к планированию своих действий, часто решает практические задачи сначала в уме * замечает различия во всём. Даже мелкие детали не ускользают от его внимания * способен предвидеть развитие событий * имеет хорошую память и запоминает сразу * критичен по отношению к себе и другим людям, часто недоволен результатом своей работы, стремится улучшить его * проявляет творчество во всём
|
|